Спасенные с Costa Concordia. Фото: Никита Алфимов, пассажир Costa Concordia
...Вечером 13 января пассажиры круизного лайнера Costa Concordia, шедшего вдоль берегов Италии, наслаждаются концертной программой, ужинают в ресторанах или находятся у себя в каютах. Безмятежный отдых прерывается в 21.42 по местному времени, когда раздается грохот и громкий скрежет. Судно останавливается и начинает заваливаться на левый борт.
«Мы поднялись на верхнюю палубу к спасательной шлюпке. Судно наклонилось примерно на 20 градусов. Через 5-10 минут по громкой связи прозвучало сообщение на нескольких языках, русский был одним из последних. Нам сказали, что возникли проблемы с генераторами и сейчас все починят. На самом деле эта ложь отчасти спасла ситуацию. Если бы нам сразу сказали о пробоине – тут же возникла бы паника, и жертв было бы в десятки больше», – рассказал корреспонденту «БалтИнфо» один из петербургских пассажиров лайнера Никита Алфимов.
Несмотря на оптимистичное сообщение, в это время судно уже получило 70 метровую пробоину ниже ватерлинии, и капитан наверняка знает, что лайнер уже не спасти. Тем не менее, для пассажиров на тот момент все выглядело вполне безобидно. «В 22.00 судно выровнялось по крену. Однако уже через несколько минут стало заваливаться на правый борт. Затем отключился свет. Мы надели спасательные жилеты и пошли к нашим друзьям в каюту», – вспоминает Никита Алфимов.
По его словам, через несколько минут капитан по громкой связи объявил, чтобы пассажиры направлялись к спасательным шлюпкам. «Вот тут началась паника. Около десятка человек сразу прыгнули за борт в холодную воду. Другие «ломанулись» к шлюпкам и пытались залезть в первую же из них. При этом были и другие лодки, но туда было гораздо меньше желающих», - рассказывает спасшийся петербуржец.
К этому моменту судно уже на 25 градусов кренилось влево. Матросы пытались выровнять одну из переполненных пассажирами шлюпок, но через несколько секунд спусковые тросы заклинило. Этот момент был одним из самых страшных, говорит сестра Никиты Алфимова – Даниэлла, которая сидела в шлюпке рядом с братом.
«Не могу воспроизвести тот ужас, когда нам сказали, что вот сейчас лодка может сорваться и упасть с нескольких метров в воду. Ты сидишь и понимаешь, что надо держаться за поручни. Держаться изо всех сил, иначе ты умрешь», - рассказала Даниэлла Алфимова.
Как и предупреждали матросы, шлюпка сорвалась. К счастью, к этому времени крен судна уже достиг 30 градусов, поэтому лодка упала не вертикально в воду, а лишь проехала по корпусу лайнера.
«Падение продолжалось примерно полсекунды. Шлюпка сбила несколько плафонов, содрала покрытие и замерла. Люди начали выбираться из нее обратно на корабль. Большинству удалось выбраться на борт сухими. Нам активно помогали матросы, которые были единственными из экипажа, кто еще оставался на судне. Вопреки всем принципам, капитан покинул корабль первым», – отмечает Никита Алфимов.
Пока пассажиры карабкались по искореженному борту судна, совсем недалеко от них прошел танкер. Басовитыми гудками он передал сигналы SOS на всю округу, и к терпящим бедствие со всех сторон направилась помощь. Первыми вернулись шлюпки с самой Costa Concordia, которые уже успели отвезти на берег первую партию пассажиров. Чуть позже подошли лодки с соседнего круизного лайнера, а в воздухе появились два вертолета итальянской береговой охраны.
На борту перевернувшегося лайнера оказался и петербуржец Михаил Березкин, который путешествовал со своей женой и двумя сыновьями дошкольного возраста.
«После этого случая я действительно могу гордиться своими сыновьями. Они повели себя как настоящие мужчины и не поддались панике», – говорит Березкин. Его старший сын Роман после этого добавил: «Было и вправду страшно. Но не за себя, а за младшего брата и маму».
Спасатели смогли забрать семью Березкиных и других пассажиров, которые остались на металлическом борту полузатонувшего лайнера в январской ночи, лишь спустя 3 часа.
По словам Никиты Алфимова, всех пассажиров доставили на острова, которые находились примерно в 5 км от места крушения: «Нас высадили на берег, где мы ждали на улице около 40 минут. Потом нам сказали, что можно пойти в помещение местной церкви. Тех, кому не хватило там места, отправили в здание школы. Еды не было, только вода. У меня оставалось с собой в кармане около 7 евро, но тратить их там не было смысла».
«Мы провели в здании школы всю ночь. Местные принесли одеяла, за что им большое спасибо. Как-то удалось устроить женщин и детей, а уже на утро началась эвакуация», – добавляет Михаил Березкин.
Все это время граждане РФ были предоставлены сами себе. По словам Сергея Алфимова, российские представители в первые сутки после катастрофы не выходили с ними на связь. «Российские власти ничего не делали. МИД никаких справок не давал», – утверждает Сергей Алфимов.
Следующим утром их отправили на полуостров Сан Стефан, а уже оттуда в римскую гостиницу «Хилтон». Как выяснилось позже, все это время российские дипломаты пытались разыскать своих соотечественников, однако, им это не удалось из-за путаницы в списках выживших пассажиров. После того, как контакт удалось наладить, россиянам организовали перелет, а итальянская сторона пообещала компенсацию.
«Мы заполнили анкету: имя, фамилия, гражданство и список вещей, которые мы потеряли. По нашим подсчетам, всего у нас получилось около 28 тыс. евро. Нам пообещали, что может быть компания, которой принадлежит судно, нам все это возместит. Однако информация противоречивая. По одним сведениям, каждой семье должны вернуть 20 тыс. евро за багаж и 50 тыс. евро за моральный ущерб. По другим данным, положено всего лишь по 100 евро на человека. При этом не были названы сроки возмещения ущерба», – рассказал Никита Алфимов.
«Конкордия» через 100 лет напомнила о «Титанике
Петербуржцы спасались сами
16 января рейс из Италии с потерпевшими на борту приземлился в Пулково-2 в 23.35 МСК. Петербуржцы летели стыковочным рейсом через Франкфурт-на-Майне. Всего же в круиз на Costa Concordia туристов из Северной столицы отправили четыре оператора - «Инфлот Ворлдвайт» (18 человек), «Астарта» (3 человека), «Маринера» (4 человека) и «Green Planet» (7 человек).
Петербуржцы с «Costa Concordia» прибыли в Северную Столицу
Андрей Меньшенин