ПРИГОТОВЛЕНИЕ УСОПШЕГО К ПОГРЕБЕНИЮ

Святая Церковь с самых первых времен своего существования прилагает особое старание об останках умерших братий по вере. Ближайшее основание христианского обряда погребения усопших заключается в воззрениях Церкви на тело как на освященный благодатью Таинств храм души, на настоящую жизнь как на время приготовления к жизни будущей и на смерть как на сон, по пробуждении от которого настает жизнь вечная. По  слову святого апостола Павла, тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.

По разлучении души с телом тотчас же тело почившего омывают водой как имеющее воскреснуть и предстать лицу Божию в чистоте и непорочности. Основанием благочестивого обычая омывать тела умерших служит для христиан пример Спасителя , пречистое тело Которого по снятии с Креста было омыто, а также пример христиан времен апостольских. Одна из первых христианок ,святая Тавифа ,ученица апостола Петра ,была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни , что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

Омывать тело нужно теплой, а не горячей водой  ,чтобы не распарить его. При омовении его нужно читать Трисвятое: «Святый Боже, Святый Безсмертный, помилуй нас» или просто: «Господи помилуй». Омывать нужно все тело водой с мылом, используя мягкую тряпочку или губку. По традиции омовение совершается одним из родственников почившего.

По омовении тело усопшего облекается в новые чистые одежды, чем выражается вера в будущее обновление тела по воскресении. При этом в выборе одежды соблюдается соответствие со званием и служением усопшего , так как каждый должен будет дать ответ на будущем суде не только по долгу христианскому, но и по долгу служения. На умершего мирянина кроме обычных одежд возлагается саван или погребальное покрывало, белый покров ,напоминающий о белой одежде крещения, знаменующий, по словам Симеона Солунского ,что «усопший верен ,свят и находится под покровом Христовым». На умершем непременно должен быть нательный крест.

Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе ,азатем полагается в гроб, который предварительно окропляется святой водой  в ознаменование того ,что это домовище, в котором тело усопшего будет покоится до Второго Пришествия Спасителя, что оно освящено  благодатью Христовой и служит достойным вместилищем того ,кто  веровал в Господа и любил Его всем сердцем. Во гробе умерший полагается лицом горе, устремленным к небу, с глазами закрытыми и устами, сомкнутыми по подобию спящего и умолкшего, с руками, сложенными на персях крестообразно, во свидетельство о Христе, распятом на Кресте, воскресшем и вознесшемся на небеса и желающем воскресить и умершего. Умерший, как верный раб, ожидает Грядущего с небес судить живых и мертвых.

Гроб обычно ставят посреди комнаты перед иконами. Так как в Православной Церкви принято в храме и в могиле полагать усопших лицом к востоку, то и при положении их в домах следовало бы соблюдать то же правило или полагать по крайней мере лицом к иконам. Однако ,как известно, у нас укоренился обычай в домах полагать усопших головою к иконам.

Под голову кладут подушечку ,которую обычно делают из ваты или сухой травы. Существует благочестивый обычай готовить себе «смертную подушечку» заранее, наполняя наволочку освященными в храме веточками верб и берез(это освящение бывает соответственно в Вербное воскресенье и в день Святой Троицы).

Чело умершего украшается венчиком с изображением Господа Иисуса Христа и предстоящих Ему Богоматери и святого Иоанна  Предтечи; на венчике помещен текст Трисвятого. Этим показывается , что христианин, лежащий во гробе, с честью оставил поле брани с плотию, миром и диаволом и потому надеется за свои подвиги получить венец от Триединого Бога по милосердию Спасителя и ходатайству Божией  Матери и Крестителя Господня.

Все тело покрывается священным покровом с изображением Распятия во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. В руки умершего полагают икону или крест в знак веры во Христа. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают крест и символизируют переход усопшего от темного этого жития в страну света и блаженства, где сияет вечное Солнце Правды- Христос Бог наш, где праведники просветятся как солнце в Царствии Отца их.

Класть в гроб какие-либо предметы ,деньги, продукты ни в коем случае нельзя: подобные обычаи суть пережитки язычества. Вообще в деле погребения православного христианина следует руководствоваться не советами мирян, чаще всего основанными на предрассудках и суевериях, а церковными правилами , о которых можно расспросить священнослужителей.

По существующим российским нормам , невозможно получить свидетельство о смерти, не отдав тело покойного для вскрытия. Из-за этого православным людям приходится отдавать своих умерших в морг для отнюдь не благочестивых действий. Это весьма прискорбно, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить надлежащим образом тело усопшего к погребению уже после его выдачи из морга.

ЧТЕНИЕ ПСАЛТИРИ ПО УСОПШИМ

В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего(кроме времени , когда совершаются при гробе панихиды или заупокойные литии) до его погребения ив память его после погребения.

Чтение псалмов по умершим есть одно из тех благочестивых установлений Христовой Церкви, которые проистекают из материнских попечений ее о чадах своих, заботливо устрояющей наше спасение от рождения до смерти и не оставляющей нас после смерти. Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно вместе с тем дает утешение и назидание живым и обращает их к молитве о почивших. По свидетельству Священного Предания , апостолы провели три дня в псалмопении у гроба Божией Матери.

Чтение начинается по окончании «Последования по исходе души». Псалмы должны быть читаемы со умилением и сокрушением сердечным, со вниманием, не торопясь, чтобы умом понимать читаемое. Чтение может совершать как церковный чтец, так и любой благочестивый мирянин , имеющий навык чтения Псалтири. Хорошо, если такой навык имеет близкий покойного, ибо никто не сможет так сердечно помолиться о усопшем, как знавший и любивший его при жизни. Разумеется, для непрерывного чтения необходимо несколько человек. Положение читающего Псалтирь по умершим есть положение молящегося, поэтому при чтении следует стоять и лишь в особых случаях позволяется сидеть из снисхождения к читающему.

При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если невозможно и не всегда удобно домашним и сродникам непрерывно участвовать в молитве и чтении Псалтири , то по крайней мере по временам им нужно присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это делать во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.

Псалтирь разделена на двадцать кафизм ,каждая из которых в свою очередь подразделяется на три части- «Славы». Порядок чтения Псалтири по усопшим следующий. Прочитываются  « Молитвы перед началом чтения Псалтири», после чего приступают к чтению кафизм. Каждая кафизма предваряется молитвословием «Приидите , поклонимся…»; после каждой «Славы» произносится заупокойная молитва «Помяни, Господи Боже наш…» с именем усопшего, к которому присоединяется слово «новопреставленный» (таковым Церковь считает человека в течении сорока дней после кончины). Ребенка до семи лет именуют младенцем. Употребление других уточняющих наименований ,как то девица, отрок , жена, воин, убиенный, утопший, сгоревший и т.д., не имеет канонических оснований и не встречается в богослужебных книгах. По окончании каждой кафизмы читаются Трисвятое по «Отче наш», покаянные тропари и положенная после кафизмы молитва. Чтение Псалтири завершается «Молитвами по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири». В крайнем случае , при невозможности организовать чтение Псалтири непосредственно у гроба умершего(например если тело в морге), родственники могут читать Псалтирь у себя дома по вышеуказанному порядку. Вообще Церковь настоятельно рекомендует придерживаться благочестивого обычая читать Псалтирь об умершем не только до погребения, но и  после, причитывая хотя бы по одной кафизме за усопшего в течении сорока дней после его кончины.

Основываясь на апостольских постановлениях, «Настольная книга священнослужителя» советует не оставлять чтение Псалтири по усопшим даже в пасхальную седьмицу, когда пение псалмов в храме опускается.

Дальше...

ПАНИХИДЫ

Приготовление к смерти.

Новости, Полезная информация, Ритуалы, Обряды

Ритуальные услуги, похороны по Православному обряду

Форма связи
Код на картинке: