Народный артист России

Соломин Виталий Мефодьевич (12 декабря 1941, Чита — 27 мая 2002, Москва)Родился в 1941 году в Чите. Отец — Соломин Мефодий Викторович (1905—1960). Мать — Рябцева Зинаида Ананьевна (1910—1992). Супруга — Соломина Мария Антониновна (1949 г. рожд), выпускница Текстильного института, художник-модельер. Работает в Доме моделей, участвует в выпуске журналов мод. Снялась в фильмах "Городской романс" и "Сильва". Дочери: Анастасия (1973 г. рожд), окончила школу при ансамбле Игоря Моисеева и работает в этом коллективе; Елизавета (1984 г. рожд.). Внук — Кирилл (1996 г. рожд.).

С детства Виталий под руководством родителей — профессиональных музыкантов — занимался музыкой, играл на фортепиано. Когда учился в школе, его интересы были самыми разнообразными. Особенно увлекался математикой, спортом, причем самыми разными его видами — игровыми, гимнастикой, акробатикой, боксом, легкой атлетикой.

Окончание школы совпало с приездом в Читу комиссии из Москвы, из Щепкинского училища, которая набирала курс из молодежи Сибири. Возглавлял комиссию В. А. Смирнов. Виталий решил попробовать свои силы и предстал перед комиссией. В результате было принято однозначное решение: ехать в Москву и поступать в училище, тем более что к этому времени его окончил старший брат Юрий. Отец очень хотел, чтобы и младший сын стал актером.

В 1959 году Виталий был принят в училище имени Щепкина, в класс к народному артисту СССР Н. А. Анненкову. Его педагогом на все время учебы стал Борис Маркович Казанский.

Со 2-го курса Виталия начали приглашать репетировать и играть роли в спектаклях Малого театра. Но не все спектакли увидели свет. Так, когда Виталий Соломин был уже студентом 4-го курса, А. Эфрос пригласил целую группу студентов в свой спектакль "Танцы на шоссе" (авторы Гердт и Львовский). Фабула спектакля состояла в конфликте отцов и детей. В те годы эта тема была более чем спорной, почти политической, и чиновники побоялись дискуссии и обвинений по ее поводу. На последнем этапе подготовки спектакль закрыли.

В тот период Малым театром руководил Е. Р. Симонов. Он пригласил всю группу студентов, участвовавших в спектакле, на работу в Малый. Вместе с Виталием в этой группе были Я. Барышев, М. Фомина, Т. Рыжова, М. Кононов, В. Павлов. Началась работа в театре. Виталию приходилось играть разные роли, но особенно дорога ему роль в спектакле "Твой дядя Миша" Г. Мдивани. В этой постановке он играл сразу две роли вместе с замечательным актером В. Хохряковым, с которым впоследствии подружился.

Потом были разные периоды в театральной жизни, были перерывы, даже по несколько лет. Менялись режиссеры, руководство театра. Спасала работа в кино. Первым фильмом, в котором дебютировал Виталий, стала "Старшая сестра" (Кирилл). В нем он играл с такими замечательными актерами, как М. Жаров, Т. Доронина. Затем последовал фильм "Женщины", в котором Виталий сыграл главную роль — Жени. Фильм имел огромный успех у зрителей, был прекрасно встречен специалистами. Виталий часто и успешно снимался.

Из театральных работ того периода (конец 1960-х годов) запомнилась ставшая любимой роль Ипполита в спектакле, поставленном В. Хохряковым и режиссером Юнниковым "Не все коту масленица" (1973).

Новый художественный руководитель Малого театра — М. И. Царев, увидев Виталия в этой роли, стал готовить его к роли Чацкого в спектакле "Горе от ума" (1974). Внутри театра проводился конкурс на ее исполнителя, однако во время встреч с Царевым в процессе подготовки к роли у него сложилось впечатление, что Царев уже решил, что Чацкого играть будет именно он, причем Виталию предоставлялась полная свобода в трактовке образа. Царев разрешил даже, чтобы сам выход Чацкого был необычен: он, как бы поскользнувшись, падал, выходя на сцену (подразумевалось, что герой молод, дурашлив, полон озорства). М. И. Царев сказал о пьесе: "Мы ее очень хорошо читали, но мне хотелось бы, чтобы мы ее сыграли". Долгие годы спектакль был своего рода визитной карточкой театра, им начинался театральный сезон. Далее было несколько совместных работ с Нелли Корниенко — это спектакли "Заговор Фиеско в Генуе" и "Живой труп".

Наступило время, когда из молодого, подающего надежды Виталий стал актером, на которого можно ставить спектакли. Режиссер Л. Е. Хейфиц так и поступил с несколькими спектаклями, он даже рискнул, потому что Виталий считал, что не ко всем ролям он подходил. Например, в пьесе Салынского "Летние прогулки", которую комиссия принимала 7 раз, каждый раз что-то вычеркивали, вымарывали.

Через некоторое время Виталий решил сам делать постановки и за все отвечать. Один его спектакль театр не выпустил, а потом был "Живой труп" (1984), в котором он сыграл роль Протасова. Ставил его с переменным успехом, много раз показывал, репетировал и в конце концов в измененном варианте выпустил его на сцене филиала Малого театра. Спектакль шел несколько лет. В те годы с ним даже был связан один неприятный момент: в газете "Правда" за подписью некоего Велихова появилась скандальная статья о постановке. Однако в то же время Виталий получал множество писем от зрителей в поддержку спектакля. Затем было еще несколько режиссерских работ, среди которых особенно запомнилась постановка пьесы В. Ливанова "Мой любимый клоун" (1979).

Через некоторое время В. Соломин перешел в Театр имени Моссовета. Период работы в этом театре продлился два года (1987—1989). Здесь он сыграл в спектакле по пьесе В. Астафьева "Печальный детектив".

Тем временем в Малом театре произошла смена руководства. Виталий вернулся "домой" и поставил спектакль по пьесе Островского "Дикарка" (1991), в котором сыграл Ашметьева. Спектакль несколько лет шел на сцене Малого.

После успешной постановки В. Соломину впервые предложили самому сделать постановку — "Свадьбу Кречинского" по А. В. Сухово-Кобылину (1997). Он охотно принял это предложение. В результате получился музыкальный спектакль, и сейчас он с успехом идет на сцене филиала Малого театра. До этого, после возвращения в театр, он сыграл Астрова в спектакле "Дядя Ваня" (1994) в постановке С. Соловьева, очень интересного режиссера.

Помимо театра Виталий Соломин много работал в кино. Благодарное чувство испытывал он к режиссеру Игорю Масленникову, в фильмах которого сыграл ведущие роли. Его любимая — доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе. В процессе съемок актер познакомился и на всю жизнь подружился с Василием Ливановым. Большой успех принес В. Соломину фильм "Зимняя вишня". Впоследствии этот же режиссер пригласил его сыграть в "Пиковой даме". Очень дорога ему была работа в фильме "Даурия", поскольку действие романа разворачивается в Забайкалье, родном для Виталия. С удовольствием снимался он в музыкальных фильмах "Сильва" и "Летучая мышь", так как с детства любил музыку, хотел петь, танцевать, был даже период записи песен на радио, но Виталий решил его не продолжать. Одна из последних работ Виталия Соломина — многосерийный фильм "Все красное". Все эти и многие другие фильмы принесли Виталию Мефодьевичу огромную популярность и любовь миллионов зрителей.

В 1995—1996 годах В. Соломин попробовал себя в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный фильм "Охота". Съемки начались на киностудии "Ленфильм", а заканчивались уже на своей, специально созданной студии. Действие фильма происходит в конце XVIII века. Костюмы для нее — расшитые камзолы и платья — делались мастерами по специальной технологии. Картина демонстрировалась по телевидению.

В. М. Соломин — народный артист России (1991), лауреат премии правительства Москвы (1998). Он являлся членом Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов России, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Скончался 28 мая 2002 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

адрес страницы: http://slovari.yandex.ru/виталий%20соломин/Кто%20есть%20кто%20в%20культуре/Соломин%20Виталий%20Мефодьевич%20(1941—2002)/

Некрополь знаменитостей 

Ваганьковское кладбище, возложение венков на могилу Виталия Соломина, уход за могилой

 

Форма связи
Код на картинке: